Если Вы собираетесь организовать для себя или близких супер-путешествие по Петербургу - красивейшему из городов мира, в его программу просто необходимо включить просмотр достопримечательностей с водного ракурса. Даже петербуржцы, которые впервые катаются по рекам и каналам на кораблике, с изумлением отмечают, что их родной город выглядит совсем иначе – ещё более величественным и даже таинственным. Судоходные компании Санкт-Петербурга прокладывают свои маршруты в основном в историческом центре – в непосредственной близости от всемирно известных достопримечательностей Северной столицы, таких как Эрмитаж, Петропавловская крепость, Кунсткамера, Адмиралтейство, Летний сад. Важно отметить, что, отправляясь в путешествие по водным артериям города, вы также сможете увидеть менее популярные, но в то же время знаковые петербургские достопримечательности. Расскажем в этой статье о некоторых из них.
Чижик-Пыжик
Один из самых маленьких памятников Петербурга Чижик-Пыжик уютно расположился на пьедестале, прикрепленном к гранитной набережной реки Фонтанки. Птичка выстой 11 сантиметров, тем не менее, привлекает множество гостей и жителей города, ведь народная мудрость гласит – если кинуть монетку и она останется лежать на пьедестале рядом с Чижиком-Пыжиком, удача заполнит жизнь счастливчика, столь прицельно кинувшего монетку. Потренироваться в меткости лучше, конечно с берега, а вот посмотреть на этого бронзового малыша рекомендуем с борта теплохода – ракурс единственно верный.
Двигаясь по классическому и самому популярному маршруту Северная Венеция, после захода теплохода из парадной Невы в Фонтанку переместитесь по возможности на правый борт кораблика и сфокусируйте взгляд на высоте, чуть выше уровня глаз – там и расположился Чижик-Пыжик. Экскурсовод также обязательно обратит ваше внимание на него, но лучше быть готовым к просмотру заранее, т.к. теплоход идёт достаточно быстро и эту миниатюрную фигурку можно запросто проглядеть.
Спящий слон
Весьма причудливая достопримечательность возвышается над набережной реки Фонтанки. По этому словосочетанию сложно догадаться, что речь идёт о промышленном объекте, расположенном в центре Петербурга, которому петербуржцы присвоили вполне одушевленное прозвище - Спящий слон. Столь причудливое народное название получила первая в Санкт-Петербурге электростанция, точнее четыре её трубы, которые, при просмотре с воды выглядят похожими на детский рисунок, изображающий это экзотическое животное, лежащее на спине. Наиболее выигрышно смотрится это сооружение с бортов теплоходов, следующих вдоль гранитной набережной Фонтанки, а точнее дома под номером 104
Петровская коса
Петровская коса, является продолжением Петровского проспекта, находящегося на Петровском острове – такая вот не хитрая топонимика. Сейчас остров активно застраивается жилыми комплексами, хотя совсем недавно это место не было жилым, а притягивало в основном петербуржцев и гостей города, увлекающихся яхтингом и спортивными матчами. На острове расположен знаменитый стадион «Петровский», который до постройки нового суперсовременного «Газпром Арена», был домашним стадионом петербургского футбольного клуба Зенит. Здесь, помимо крупных спортивных состязаний, проводились масштабные музыкальные фестивали и городские праздники. Сейчас Петровский уже «на вторых ролях», поэтому принимает у себя не столь значимые мероприятия, как раньше.
Прогулка по Петровской косе приведёт к одному из красивейших яхт-клубов нашего города, который до недавнего времени вёл насыщенную культурно-спортивную жизнь (проводились регаты и морские праздники, работала школа капитанов). В настоящее время правовой статус яхт-клуба на Петровской косе не ясен, поэтому, к сожалению, дальнейшая его судьба неизвестна. Мы от всей души надеемся, что этот центр одного из самых зрелищных видов спорта останется в центре нашего города – на Петровской косе.
Купол цирка на Фонтанке
Большой Санкт-Петербургский Государственный Цирк долгие годы советско-российского периода истории в «народе» назывался просто Цирком на Фонтанке. С недавних пор широко используется (даже на официальных афишах) также название Цирк Чинизелли – по имени знаменитого дрессировщика лошадей и инициатора постройки первого в России стационарного каменного циркового здания, которое появилось на набережной реки Фонтанки в непосредственной близости от Инженерного замка в 1877 году. До революции цирк принадлежал семье Гаэтано Чинизелли и его потомкам, а после их отъезда в эмиграцию в 1919 году цирк был национализирован и получил статус государственного.
При создании проекта, архитектор Василий Кеннель разработал и воплотил с помощью строителей уникальный по тем временам формат купола – во первых необычайно большой размер – пролёт составлял почти 50 метров, а во вторых купол не был закреплен традиционным способом - нижестоящими колоннами, а держался за счёт новаторской функциональной сетчато-ребристой конструкции. Внутреннее убранство цирка тоже было выполнено в стиле, как бы сейчас сказали, «luxury», а именно – помпезно: много золота и бархата. Полная реконструкция этого исторического сооружения ⅩⅠⅩ века состоялась уже в веке ⅩⅩⅠ, что позволило увеличить количество посадочных мест с 1500 до 1800.
Само здание Цирка и его купол очень красиво смотрятся с воды, необходимо выбирать маршрут, который идёт по Фонтанке, самый популярный – Северная Венеция (у нас на сайте их несколько – отличаются они причалом отправления/прибытия, а так же информационной составляющей, т.к. их организуют разные судоходные компании).
Морской Никольский собор и часовня на берегу Крюкова канала
Николо-Богоявленский Морской собор и его ансамбль очень гармонично вписаны в исторический район Санкт-Петербурга, который в дореволюционном городе называли Коломна (да и сейчас иногда называют).
История храма началась с деревянной часовенки, построенной в 30-х годах ⅩⅧ века, для служителей морского ведомства, которые квартировали на этой территории. Позже появилась деревянная Никольская церковь, и только в 1752 году императрица Елизавета Петровна повелела поставить каменный храм – силами архитектора Чевакинского он стал шедевром так называемого Елизаветинского Барокко.
Собор состоит из двух церквей (верхняя и нижняя) расположенных друг над другом, чуть в стороне расположена многоярусная колокольня: три яруса обрамлены колоннами, а на верхнем сияет позолоченный шпиль. Отдельно стоит сказать о парковой части ансамбля – он также выполнен по проекту Чевакинского, на его территории стоит монумент посвященный морякам, погибшим в знаменитом Цусимском сражении.
Вид с борта теплохода открывается просто великолепный, причём в любую погоду – благодаря прекрасному цветовому решению: сам храм - это сочетание небесно-голубого и белого цветов, а пять глав собора и шпиль часовни золотые, даже в традиционные для Петербурга пасмурные дни выглядит очень ярко и торжественно, но в то же время изысканно.
Новая Голландия
Один из старинных промышленных объектов нашего города – остров, всю территорию которого в петровские времена занимали складские помещения для корабельного бруса. Впоследствии были возведены ещё несколько строений среди которых были многочисленные магазины и лавки, склады Морского ведомства, но одним из самых примечательных является здание тюрьмы для моряков, совершивших провинность. Архитектурное решение достаточно интересное – здание по форме напоминает сосуд, поэтому народ фамильярно окрестил строение «бутылкой». По одной из версий происхождения выражения «не лезь в бутылку», связано как раз с этим сооружением – смысл следующий: вызывающее или агрессивное поведение может «довести до тюрьмы». Глобальное возрождение для острова Новая Голландия началось в начале ⅩⅪ века, когда на деньги частного инвестора было организовано современное культурное пространство для петербуржцев и гостей города. На территории работает огромное количество магазинов, ресторанов, кафе, баров. В погожий летний день на газонах острова «яблоку негде упасть» - люди с радостью проводят время в этом некогда практически разрушившемся промышленном пространстве со столь долгой историей.
Большинство маршрутов однопалубных прогулочных корабликов проходят мимо Новой Голландии, совершая поворот из Крюкова канала в реку Мойку.
Петровская пристань
Не самый известный, но бесспорно заслуживающий внимания объект наблюдения для любителей водных путешествий – это Петровская пристань в городе Морской Славы Кронштадте (второе название - Зимняя пристань). Для того чтобы её увидеть, необходимо добраться до Кронштадта, а самый быстрый и удобный способ – это конечно водный. Сейчас идёт динамичное развитие петербургского рынка водных услуг, и одно из значимых событий этого процесса – появление новых скоростных судов, которые домчат своих пассажиров по Финскому заливу до Кронштадта всего за час. Петровская пристань до недавнего времени являлась одной из главных морских площадок для посадки/высадки пассажиров, прибывающих на остров Котлин, но в связи с глобальным развитием проекта реконструкции города и появлением нового историко-культурного пространства «Остров Фортов» центр прибытия пассажирских судов переместился туда. Однако Петровская пристань – безусловно достопримечательность интересная. Она старше Петербурга всего на один год, правда в период с 1714 до 1882 года была деревянной, и только в 82-м году ⅩⅠⅩ века была облицована гранитом. Неподалёку на набережной расположено впечатляющее артиллерийское орудие ⅩⅠⅩ века, которое раньше ежедневно совершало полуденный выстрел, к сожалению, эта торжественная традиция была со временем утрачена. Также пристань украшена двумя изысканными чашами, которые были установлены в год открытия после реконструкции. Даже если вы прибыли в Кронштадт сухопутным путём, обязательно прогуляйтесь до Петровской набережной, где расположена одноименная пристань – от неё открывается чудесный вид, в том числе на военные корабли.
Летний сад
Летний сад – место для неспешных прогулок в ни с чем не сравнимой атмосфере гармонии природы и искусства, музей под открытым небом. Парковый ансамбль начала ⅩⅧ века, многократно воспетый великими писателями, поэтами и художниками, расположен в самом центре Петербурга. На его территории расположена знаменитая коллекция мраморных скульптур, калейдоскоп фонтанов и конечно же множество зелёных насаждений: не только многовековых деревьев и художественно высаженных клумб, но и лабиринтов, тоннелей, причудливых кустарников.
Однако, сегодня мы хотим вас убедить посмотреть на парковый ансамбль, который является ровесником самого города, с воды. Со стороны Невы, вдоль Дворцовой набережной протянулась знаменитая ограда Летнего сада – рукотворное произведение искусства – достоверно известно, что каждый её элемент ковался вручную, а колонны, соединяющие кованые звенья, были сделаны камнетёсами из цельного камня. Состоит ограда из 32 звеньев кованой решетки, 36 столбов (колонн) их соединяющий и трёх изумительной красоты ворот (двух малых и одних больших). По одной из городских легенд, в постреволюционной России чуть не совершилась сделка по обмену ограды Летнего сада на партию паровозов – к счастью, для нас, этого не произошло. Оценить всю красоту этого изысканного ограждения лучше всего с борта теплохода, идущего по Неве. А после того как кораблик свернёт в Фонтанку откроется вид на Летний домик Петра, о котором мы уже рассказывали в статье 6 интересных маршрутов по Санкт-Петербургу
Крейсер Аврора
Один из символов революционного Петрограда – крейсер, получивший имя богини зари Авроры, пришвартован на Петроградской набережной. Дореволюционная история бронепалубного военного судна началась на рубеже веков, его торжественно спустили на воду в 1900 году. Крейсер участвовал в знаменитом Цусимском сражении во время русско-японской войны и был многократно повреждён, капитан Евгений Егорьев погиб на боевом посту – в капитанский мостик попал вражеский снаряд. Поврежденный корабль нашел приют в порту Манилы, где его отремонтировали и спустя несколько месяцев корабль вернулся к родным берегам, и далее использовался как учебное судно.
В дни февральской революции экипаж был охвачен большевистскими настроениями, капитан корабля и старпом, верные престолу, были убиты, крейсер оказался полностью на стороне революционных сил. Историки до сих пор спорят какова же была роль Авроры в те неспокойные дни? Кто-то настаивает на многолетней версии советского периода, что именно залп орудий Авроры был сигналом к штурму Зимнего дворца, но есть и другое мнение – залп действительно был, но только предупреждающий другие корабли, а сигнальный выстрел был произведён из орудий Петропавловской крепости, причем этим выстрелом были выбиты окна в царской резиденции. Как бы то ни было – крейсер Аврора до сих пор является одним из самых запоминающихся символов революции. С борта практически любого из теплоходов, идущих по парадной Неве крейсер прекрасно виден, но лучше всего, для просмотра этой достопримечательности выбирать маршруты, которые делают разворот в Большой Невке перед Сампсониевским мостом, например ночная экскурсия Магия ночного Петербурга.
Стрелка Васильевского острова
Одно из «топовых» мест для фотосессий путешественников, молодоженов или просто фотолюбителей – это, конечно Стрелка Васильевского острова. Непревзойденный архитектурный ансамбль, вписанный в природный ландшафт между двух рек – Большой и Малой Невы – наверное самое узнаваемое, «открыточное» место Петербурга. В ансамбль, над которыми в разные времена работали знаменитые архитекторы Трезини, Кваренги, Тома де Томон входят:
Здание Биржи – функционировало по назначению в дореволюционные годы, впоследствии там располагался музей ВМФ, а позже стало одной из площадок Государственного Эрмитажа;
Ростральные колонны – на двух вертикальных столбах по всей длине размещены носовые фигуры судов – ростры, собственно отсюда и название этих знаковых архитектурных сооружений (в дни городских праздников над колоннами зажигают огни и они превращаются в маяки);
Биржевой сквер – в разные исторические эпохи на этом месте были и парадная пристань для швартовки судов, и торгово-ярмарочная площадка, и место для проведения стихийных собраний. Сейчас сквер – место для прогулок и одна из лучших видовых площадок города.
Оценить всю композицию этого уникального ансамбля можно только во время речной прогулки по Неве, без которой ваше путешествие по городу будет неполноценным.
Прачечный мост
Практически любая водная экскурсия на однопалубном теплоходе познакомит вас с Прачечным мостом, ведь именно под ним проходят суда, совершая поворот из Парадной Невы в реку Фонтанку.
Каменный мост, состоящий из трёх круглых арок, носит старинное название Прачечный потому что неподалёку находились хозяйственные службы Летнего дворца Петра Первого, в том числе, и прачечная, где стирали бельё для царя. Прачечный - один из первых каменных мостов города, который был построен в середине ⅩⅧ века. Сейчас по мосту осуществляется весьма наряженное автомобильное движение, поэтому из-за скопления машин смотреть на него с суши практически невозможно – только с воды.
Эрмитаж и Зимний дворец
Главным музеем города является Государственный Эрмитаж, расположенный в бывшей царской резиденции – Зимнем дворце и ещё на нескольких площадках. Летом и в дни школьных каникул выстраиваются огромные очереди, чтобы попасть во всемирно-известный музей. Гости города, да и коренные жители многократно возвращаются в этот храм культуры, потому что его экспозиции настолько богаты и разносторонни, что посмотреть за одно посещение, даже выставленные в одно время экспонаты физически просто невозможно.
Только в Зимнем дворце на постоянной основе работают: выставка древнего искусства и археологии, собрание живописи Англии и Франции 16 – 18 веков, собрание предметов искусства Азии, интерьерные экспозиции парадных залов дворца: Тронного, Гербового, Фельдмаршальского и других.
Мы настоятельно рекомендуем вам, после посещения музейных экспозиций Государственного Эрмитажа обязательно совершить водную прогулку Северная Венеция, которая покажет Вам с водного ракурса здания Зимнего дворца, Старого и нового Эрмитажа, Эрмитажного театра
Дворцовый мост
Завершаем наш рассказ о петербургских достопримечательностях, которые необходимо осматривать с воды, главным символом знаменитых белых ночей – Дворцовым мостом.
Даже если вы ни разу не были в городе на Неве – образ этого моста вам знаком по многочисленным открыткам, рекламным роликам и плакатам, даже на шоколадных обертках и спичечных коробках изображали это величественное в своей красоте и в то же время восхитительное в своей функциональности произведение инженерного искусства.
В период навигации (с конца апреля до начала ноября) над Невой разводятся мосты, для того чтобы дать дорогу большегрузным судам. Со временем, эта, имеющая абсолютно практическое значение, процедура стала одним из самых востребованных зрелищ не только туристами, но и коренными петербуржцами. В период белых ночей на набережных города скапливается огромное количество людей, которые пришли (или даже приехали) посмотреть на разводку мостов. Наибольшее число зрителей толпится у главного петербургского моста - Дворцового. Шоу действительно очень красивое – всего за 5 минут (именно столько занимает цикл разводки), из шумной городской автомагистрали с 16 столбами и 28 фонарями Дворцовый мост превращается в символ красоты Северной столицы. Во то время пока два крыла поднимаются ввысь люди, пытаются успеть сделать самые красивые кадры, запечатлев знаменитые петербургские набережные на фоне разводящегося моста, однако сколько можно сделать не однотипных снимков находясь в одной точке? – Правильно - немного. Теплоход же пройдёт вдоль Парадной Невы и покажет вам разведённый Дворцовый мост с обеих сторон, но и не только его. Стандартная водная экскурсия включает ещё просмотр Благовещенского и Троицкого мостов, а удлинённая ещё Литейный и Охтинский мосты.
Мы очень надеемся, что убедили вас посмотреть на наш прекрасный город и его достопримечательности с воды – эти воспоминания останутся с вами навсегда.
До встречи на борту!